ФИЛЬМ "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО"
|| TopList
заставказаставка
 
 
СТАТЬИ, ЗАМЕТКИ, ИНТЕРВЬЮ.
О ЧЕМ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ
Шестиклассники против пиратов (04.1984г.)   Мир держится на тех, кто смотрит в небо. (09.1986г.)
"Экран" Серия за серией. (04.1984)   Серьезная жизнь до шестнадцати. (12.1986г.)
Чудеса за дверью (06.1984г.)   Сказки эпохи НТР. (1987г.)
"Анонс"   (10.1984г)   Интервью с Киром Булычевым (11.1998г.)
Погоня трусцой (03.1985г.)   П. Арсенов "Очищение" (1990г.)
Обыкновенное чудо и космические фокусы (04.1985)   П. Арсенов И жизнь, и детство, и кино.. (10.1999г.)
Чего не видит зритель (05.1985г.)   Алиса Селезнева стала вирусологом...( 02.2004г.)
Включаем приключение. (05.1985г.)   20 лет тому вперед. (02.2004г.)
"Девочка из завтра" (06.1996г.)   Гостья из будущего. (02.2004г.)
20 ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД
Фильму «Гостья из будущего» пошёл третий десяток
20 ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД
Фильму «Гостья из будущего» пошёл третий десяток
20 лет назад был снят многосерийный детский фильм «Гостья из будущего». Фильм имел огромный успех. Исполнительница главной роли Наташа Гусева в одночасье стала кумиром всей страны. К сожалению, ушли из жизни режиссёр фильма Павел Арсенов, сценарист Кир Булычёв, трагически погиб Алёша Фомкин, сыгравший Колю Герасимова. Новые подробности о том, как снимался фильм, рассказывают те, кого мы смогли разыскать
Превращение «Ста лет тому вперёд»
в «Гостью из будущего»
  
Первое знакомство Алисы
и Юли на экране
 
«Как обычно бывает, сценарный вариант фильма в ходе съёмок очень изменился, — вспоминает вдова писателя Кира Булычёва Кира Сошинская (Кир Булычёв умер 5 сентября прошлого года. — Ред.). — Очень многие эпизоды, которые были в сценарии, в фильм не вошли. Например, такая сцена, когда Алиса даёт сеанс одновременной игры. Конечно, по сценарию она обыграла гроссмейстера (кстати, гроссмейстера сыграл артист Раднэр Муратов, знакомый зрителям по роли Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи»). Но в фильме этого куска уже нет. А вообще Игорь Всеволодович Можейко (настоящее имя Кира Булычева. — Ред.) был очень доволен этим фильмом и тем, как были подобраны актёры. Особенно ему нравилась исполнительница главной роли — Наташа Гусева».
Как рассказывал в одном из интервью сам Кир Булычёв, он не много общался на съёмочной площадке с актёрами. А после фильма испытал лично на себе, как полюбили зрители огромной страны Алису Селезнёву: «Я получал огромное количество писем с различными просьбами: к примеру, дать её телефон... Ко мне приезжали сотни и сотни людей, которые считали, что я какой-то хитрый бандит-жулик, который скрывает в уборной Наташу. Помню, было чудесное письмо-чемпион: «Я учусь в шестом классе, я люблю ваше творчество... Мне нужен телефон Наташи Гусевой. ЕСЛИ ВЫ НЕ ВЕРИТЕ В СЕРЬЁЗНОСТЬ МОИХ НАМЕРЕНИЙ, Я МОГУ ЖЕНИТЬСЯ...»
А вот в дальнейшем, спустя много лет после съёмок фильма, писателю и исполнительнице главной роли приходилось общаться. «Уже когда Наташа повзрослела, — делится воспоминаниями Кира Алексеевна, — мы с ней виделись несколько раз. А не так давно, 6 октября 2001 года, в районе метро «Речной вокзал», в парке Дружбы, поклонники Наташи открыли аллею имени Алисы Селезнёвой. На открытии Игорь Всеволодович с удовольствием встретился с повзрослевшей Наташей...»
Полёты во времени
  
Наташа Гусева и Марьяна Ионесян 20 лет спустя
 
«Прежде всего, Павел снимал неамериканское кино, — вспоминает вдова режиссёра Елена Арсенова (Павел Арсенов умер летом 1999 года. — Ред.). — Он был уверен, что Америка с её стилем жизни и прогрессом не есть будущее. Будущее гораздо умнее и интереснее. Поэтому он не собирался ни копировать, ни переплёвывать американские футуристические фильмы, которые, конечно, смотрел. И хотел создать советский фильм, в котором все говорят по-русски.

Меня спрашивали, правда ли, что наша Алиса была похожа на Катю Лычёву — девочку-посла доброй воли, написавшей письмо Рейгану. Некоторое внешнее сходство у девочек действительно было, но мы не пытались создать собирательный образ миротворца будущего. Идеологических целей никаких не преследовали.

Идея снять фильм об Алисе появилась случайно, как говорят, «из воздуха воплотилась в жизнь». Однажды он и Ричард Викторов — режиссёр, который к тому времени снял мультфильм про Алису, ехали в поезде. И Ричард спросил: «А почему бы тебе не снять «Гостью из будущего»?» И всё быстро закрутилось. Нужно было найти деньги. Спасибо телевидению и Госкино, которые нас профинансировали. Но этих средств едва-едва хватило на пять серий. На костюмы не сильно тратились — школьная форма, бутылки — реквизит. А вот комбинированные съёмки требовали денег. Помните летающие флипы? Мы снимали их частично в Гаграх, частично в Москве, на проспекте Мира. Каким образом они летали? У нас был открытый грузовик, на который ставился флип. Грузовик ехал медленно: машина есть машина, её всё время трясёт, и нужно проехать настолько профессионально, чтобы создалось ощущение полёта. Иногда использовали кран.
Полёты на машине време-ни — монтаж, как и поездки на плоском автобусе. Герои входят, а появляются в другом месте: напротив Пушкинской площади, Большого театра. Там тоже ставился автобус.
В Ботаническом саду мы снимали сцены с животными — козлом, крокодилом. Сразу скажу, крокодил был ненастоящий, под ним были водолаз и кукловод, которые и руководили этим крокодилом. А козёл действительно был настоящий, дрессированный, из уголка Дурова. Он ездил с нами в Гагры, купался в море. Потрясающий был козёл...
В Алису влюбилась вся страна. Писали и дети и взрослые. Я лично прочитала три тысячи писем. Кто-то делился своими мнениями о картине, кто-то признавался Алисе в любви, кто-то просил телефон, адрес и назначал свидание.
Павел любил нескольких актёров, которые и стали его командой: Вячеслав Невинный, Михаил Кононов, Наталья Варлей, Игорь Ясулович. Их снимал из картины в картину. Следующая картина была «Лиловый шар», затем «Волшебник Изумрудного города».

Алиса

Сегодня девочка, сыгравшая в 1984 году Алису, выросла и у неё самой растёт дочка Алеся. Наташа Гусева не стала актрисой, несмотря на то что фильм «Гостья из будущего» был не единственным в её жизни.

«Однажды к нам в школу пришли сотрудники студии имени Горького, — рассказывает нам Наташа, — искали девочку с хорошей дикцией для небольшой роли в киножурнале. Взяли меня. А в это же время на студии как раз искали девочку на роль Алисы. Ассистент увидела меня — по возрасту я подходила — и привела к Павлу Оганезовичу. Я так волновалась, что, когда меня спросили год рождения, я сказала: «1872-й». Все засмеялись: «Это у нас гостья из прошлого!»

И всё-таки из нескольких десятков претенденток на эту роль отобрали именно Наташу Гусеву. Съёмки проходили долго, поэтому Наташа всегда носила с собой учебники, чтобы не отстать от класса. Вячеслав Невинный, игравший одного из пиратов, очень смеялся над её усердием. Даже подошёл однажды к юной актрисе, когда она решала задачки и спросил, понимает ли она в этом что-нибудь. Получив утвердительный ответ, поставил диагноз: «Не наш ты человек, не «киношный».
  
Согласно договору с мамой Наташи Гусевой, юная актриса играла главную роль в «Гостье из будущего» и получала 140 рублей в месяц
 

«Самой запомнившейся историей для меня была та, когда мы маскируемся от пиратов и я стою на плечах Марьяны Ионесян (исполнявшей роль Юли Грибковой), — продолжает рассказывать нам Наташа. — Естественно, Марьянка меня столько на себе не протаскала бы. Меня тогда на Алёшу посадили. Он, бедный, в плаще, естественно, ничего не видит, а киношники издеваются: нет чтобы один дубль снять, так они несколько кадров снимали, на общем плане... При этом Алёша (Алексей Фомкин — испонитель роли Коли Герасимова. — Ред.) ещё и идёт неровно, поэтому всё время из кадра выпадает. Киношники говорят: «Так, мы вам сейчас линию начертим, вы по ней идите». Но он-то всё равно ничего не видит. Тогда я, продолжая на нём сидеть, стала тихонечко так командовать: «Левее, ещё левее, правее». Ужас просто! И всё это снимали почти целый день... Лёша, бедный, был уже не рад, да и мне какое удовольствие?!»

После фильма Наташа Гусева испытала на себе бремя славы. Буквально на третий день после выхода фильма дом был осаждён ребятами. Ребята сидели на всех лавочках во дворе и на лестничной площадке. Всем хотелось видеть Наташу-Алису, всем хотелось с ней познакомиться... Воздыхатели по нескольку человек сидели и на деревьях, несмотря на то что их кумир жила аж на 5-м этаже. По улице девочке приходилось ходить с низко опущенной головой, чтобы её не узнали. Поклонники находили её телефон, адрес и приезжали со всех уголков СССР.

«Но во всём этом был один положительный момент, — откровенно призналась нам Наташа. — Благодаря фильму я познакомилась со своим будущим мужем. Поскольку я тогда редко ходила одна и увидеть меня было очень сложно, то один из моих поклонников, пытаясь познакомиться со мной, предпринял следующий шаг. Я была на съёмках в Минске, жила в гостинице с бабушкой. В один прекрасный день, когда я в гостиничном номере всё же оказалась в одиночестве, стучится горничная и говорит, что на моё имя пришла посылка, и вносят коробку с телевизором. Я растерялась, долго ходила вокруг этого ящика. И в это время оттуда вылез здоровый парень. Здоровый, потому что у него рост метр восемьдесят. И, видя мою растерянность, говорит, что, мол, иначе я никак не мог тебя увидеть и с тобой познакомиться... Именно за этого своего поклонника, Дениса, я в дальнейшем и вышла замуж».

 
Юля Грибкова

Марьяна Ионесян, сыгравшая подругу Алисы Селезнёвой Юлю Грибкову, сейчас живёт в Америке. «В Америке я живу уже достаточно давно, но постоянно посещаю Россию, поэтому никакой ностальгии не испытываю. Сейчас я занимаюсь бизнес-консалтингом в одной американской фирме», — начала рассказ Марьяна.

«Ощутила ли я на себе популярность? Ещё во время съёмок, когда мы решили с мамой сходить в Большой театр посмотреть балет! Ни в кассах, ни через перекупщиков билеты нам приобрести не удалось. Тогда я отправилась в дирекцию театра и сказала: «Вы обязаны мне дать билет на этот спектакль. Я актриса и сейчас снимаюсь в фильме «Гостья из будущего», потом стану очень известной». Уж не знаю, из-за моей наглости или ещё почему, но билеты нам дали».

Имея дома среди видеокассет и «Гостью из будущего» Марьяна нам призналась: «Во взрослом возрасте я посмотрела фильм только один раз и было очень смешно. На роль меня отобрали из Театра юного москвича при Московском дворце пионеров, где я тогда занималась. Так как опыт актёрства уже у меня был и я вообще обожала играть, то роль для меня сложностей не представляла. Воспоминания о съёмках фильма остались только хорошие. Самый яркий момент для меня произошёл, когда мы снимали какие-то эпизоды в Гаграх. Жили в гостинице: в одном номере я с мамой, а по соседству Наташка с бабушкой и напротив — Наталья Варлей. И как-то в свободное время решили все вместе сходить на местный рынок. Мужчины, как только завидели актрису, сыгравшую Нину в «Кавказской пленнице», пришли просто в неописуемый восторг и подарили нам 5 корзин овощей и фруктов, которыми потом питалась вся съёмочная группа».

 
Взрослые люди

Несмотря на то что главные герои фильма — дети, «взрослый» актёрский состав впечатляет. Рассеянный доктор Алик Борисович (Георгий Бурков), романтичный робот Вертер (Евгений Герасимов), исполнительная старшая сестра Мария Павловна (Валентина Талызина), покровительница спортивных талантов Марта Эрастовна (Наталья Варлей), аристократичный Электрон Иванович (Игорь Ясулович).

Но главными взрослыми становятся космические пираты, участники всех серий. Вот кому пришлось побегать на съёмках и в прямом, и в переносном смысле. Злобные персонажи, несмотря на свою жёлтую униформу, непохожи друг на друга. Весельчак У (Вячеслав Невинный) — простак, любитель земного кефира. Аристократ Крыс (Михаил Кононов), который искренне удивлён тем, за какие заслуги таких приземлённых персонажей, как Весельчак У, берут в пираты. Сами актёры комментариев к своим работам в этом фильме постарались избежать, заметив, что эти роли для себя не выделяют. Вячеслав Невинный, совсем как его Весельчак У — любитель помучить, потерзать, долго молчал в трубку, выдерживая театральные паузы, на все вопросы отвечая лишь «да» и «нет».

Евгений Герасимов — в прошлом робот Вертер — обвинения, которые прозвучали в его адрес в фильме «Ну и бюрократ ты, Вертер!», отклонил. Евгений Владимирович работает депутатом по стечению обстоятельств именно того района, в котором живёт один из авторов материала, и говорит, что большое внимание он уделяет «работе на земле»: приёмам, помощи и поддержке населения. Перечень депутатских деяний сопоставим с вкладом робота Вернера: «...если мы допустим беспорядок в документах, потомки нам не простят». Евгений Владимирович посвятил себя законотворчеству, пообещав своим избирателям, что на актёрскую и режиссёрскую работу отвлекаться не будет.

В фильм «Гостья из будущего» Евгений Герасимов попал по дружбе. Павел Арсенов, зная о давней мечте актёра сняться в какой-нибудь сказке, пригласил его в свой фильм. «Пусть это не совсем сказка, но герой мой — сказочный персонаж, позволяющий творить чудеса, — поделился с нами Евгений Владимирович. — Я был этому рад. Вместе с Павлом мы фантазировали, когда создавали своего человечного робота. Именно человечного, а не тех, которых нам предлагает западный кинематограф. Мне кажется, что нам это удалось. Очень многие находки рождались непосредственно на съёмочной площадке. В том числе походка и смех Вертера, который вошёл в анекдоты».

Игорь Ясулович в момент подготовки этого материала был на гастролях в Америке. Но это не помешало «Версии» узнать некоторые секреты съёмок его роли. Выяснилось, что Игорь Николаевич своего козла Наполеона приручил сигаретами. Оказывается, козлу достаточно было показать сигарету и он становился ручным. Актёру потом дрессировщик объяснил: траву козлы в любом виде уважают — в сыром, сухом и вяленом.

Миелофон
  
Колю, человека из настоящего, и Вертера, робота будущего, соединила машина времени
 

Помимо героев в фильме есть прибор, сыгравший во всей истории очень важную роль. Помните, «Алиса, миелофон у меня!»? Эта фраза из фильма стала самой известной цитатой. Что же это за прибор? Миелофон, прибор для чтения мыслей на основе кристалла с астероида Власта. Он снабжён усилителем и декодером, преобразующим считываемые биоэлектрические сигналы в поверхностные мысли оператора. Настраивается поворотом кристалла, с радиусом действия до 6 метров. Именно его забрал Коля Герасиомов из будущего, чтобы спасти от космических пиратов.

«С этим миелофоном мы долго голову ломали, — поделилась художник-постановщик фильма Ольга Кравченя. — Плохо себе представляли, как же он должен выглядеть. И вдруг кто-то из съёмочной группы рассказал, что видел в магазине сувениров такую стекляшку в коробочке, которая очень нам подойдёт. Мы сразу отправились в магазин, посмотрели и поняли, вот он, миелофон. А на самом деле это был обычный уральский сувенир в коробочке. Размером он был с небольшой фотоаппарат. Единственное изменение, которое мы внесли в его внешний вид, — приклеили лямку, чтобы его было удобнее носить. Куда он делся после фильма, честно говоря, не знаю...»

Авторы выражают благодарность Александру Ласу за помощь в подготовке материала.

Фото предоставлены сайтом http://mielofon.ru/

ИСТОРИЯ ПЕСНИ

Юрий ЭНТИН, поэт, автор песни:

— Если б я был философом, писал бы трактаты о прекрасном будущем. Но я не философ, да и задача, которую передо мной поставил блестящий режиссёр Павел Арсенов, была другой. Он сначала заказал мне двенадцать песен. Я долго ходил на студию и отсматривал материал. Начал писать песни сначала для отрицательных героев. Но потом, когда нужно было уже вплотную приступать к работе, Арсенов вдруг сказал, что нужна всего одна песня. Я был расстроен, злился и жалел своё потраченное время. Считаю, что песня не должна иллюстрировать фильм, она должна быть над фильмом, неким таинством. Как ко мне пришли эти строки песни «Прекрасное далёко»? Практически в присутствии Лии Ахеджаковой. Она приехала ко мне на дачу, я в этот момент работал, моя жена её встретила так: «Пока он не допишет, спускаться не будет». Потом мы общались, и она настояла, чтобы я прочёл, что написал. Она рассмеялась в голос. Я обиделся. Она потом извинилась: «Я увидела в тебе ребёнка. Это было так наивно! У тебя были такие глаза!»

После встречи с Евгением Крылатовым (он лирический и немного мистический композитор) у меня начался другой период. Прочитав стихи, он спросил меня: «Зачем ты так много повторяешь эти слова: «Не будь ко мне жестоко, не будь ко мне жестоко, жестоко не будь»?» Я говорю: «Это же молитва!» Крылатов обрадовался: «Это — идея!»

Был и мистический эпизод. В 1989 году по телевизору шла передача «Взгляд», которую смотрела вся страна. Ведущим был Владимир Мукусев. К нему привели вундеркинда-беспризорника. Ребёнка нашли на вокзале, поселили в детский дом. Там у мальчика обнаружился абсолютный слух. В кратчайший срок он освоил духовые инструменты. Так вот, привели его в студию, он сыграл, а потом Мукусев спросил: «А у вас есть любимая песня?» И тот запел «Прекрасное далёко»... В этот момент случилось невероятное: Мукусев разрыдался и не смог вести передачу. Что-то случилось и с оператором, он не смог снимать... Эфир прервался. Мне тут же начали звонить, видел ли я, что произошло. А Крылатова на следующий день председатель Союза композиторов Тихон Хренников вызвал для объяснений.

Евгений КРЫЛАТОВ, автор музыки, в прошлом году вышедшей на CD:

— Три исполнительницы пришли на кастинг и записались. Я сказал: «Подумаешь в финале песенка прозвучала...» Но у меня был замечательный режиссёр Павел Арсенов, который очень любил мою музыку, он сказал: «Этого не должно быть». И пришла Татьяна Досковская — певица, известная в кино. Записалась, и песня прозвучала на титрах в конце фильма один раз и разлетелась со скоростью звука.

Татьяна ДОСКОВСКАЯ, певица, которую вызвали на запись в экстренном порядке, сегодня живёт в Нюрнберге:

— Изначально петь должна была девочка. Мне же тогда было сорок лет. Пела своим голосом, но чуть облегчила манеру исполнения. Вообще-то я больше 200 фильмов озвучила и многих детей в них. В фильме «Мама» за Лулу, семилетнюю девочку, пела.

А песню записали с пары дублей минут за 15 .

На этом история песни не заканчивается. В 1984 году песня «Прекрасное далёко» была названа Песней года. В ближайшем будущем, 20 февраля, в Кремле Юрий Энтин в компании звёзд театра, кино и эстрады отметит 35 лет своей творческой деятельности. 28 февраля в ГЦКЗ «Россия» состоится концерт, посвящённый 70-летнему юбилею Евгения Крылатова. В финале обоих событий участники торжеств выйдут на сцену и споют песню «Прекрасное далёко».

Лариса Алексеенко и Мария Евдокимова,
Газета "Версия", №2, 2004г.
 
 
 


Ждем ваших писем

Использованы материалы:
Газета "Версия", №2, 2004г.
Лариса Алексеенко и Мария Евдокимова.
МиелофонстрелкаСнимается кино стрелкаСМИстрелка20 ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД

(с) 1999-2004 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2004 Тексты, аудио-файлы, фото - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2004 Рисунки, дизайн, оформление - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2004 Главный редактор - Александр Лас
(с) 1983-2004 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2004 Д. Ватолин, "Русская Фантастика"

Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.